17.01.2018
Наша академия, Главная тема
Школьники думают о городе!
Сотрудничество школ и университетов — требование времени. НГУЭУ следует тенденции и постоянно расширяет взаимодействие со школами города, предлагая всё новые формы совместной работы. Одна из них — конкурс школьных инициатив «Школа — городу», участники которого представили свои проекты в борьбе за главный приз — обучение в Великобритании.
Что это за конкурс?
Цель конкурса школьных инициатив «Школа — городу» — выявить и поддержать проекты, направленные на решение актуальных социально-значимых вопросов развития Новосибирска и городов-спутников.
— Конкурс «Школа-городу» был организован в рамках юбилейных мероприятий НГУЭУ, — рассказывает проректор по стратегическому развитию и внешним связям Павел Новгородов. — Но это не значит, что больше этот конкурс проводиться не будет — мы планируем сделать его ежегодным! Для нас важно работать со школьниками, чтобы они уже сейчас ассоциировали свое будущее с нархозом.
По словам проректора, сегодня конкурсов, в которых могут принять участие школьники, много, но не все они привязаны к какой-то актуальной тематике.
— Чаще всего проекты и инициативы учеников так и остаются в стенах школ, — говорит Павел Новгородов. — Нам хотелось, чтобы ребята разработали актуальные и важные для внешней среды проекты, представили их, были услышаны — и, главное, поняли, как они могут влиять на решение значимых для города проблем.
НГУЭУ предложил ученикам школ пять номинаций, в которых они могли представить проекты.
— Первая номинация — «Предпринимательская инициатива». Она связана с реализацией бизнес-идей, предпринимательских проектов, которые бы приносили городу пользу, а ученикам деньги, — отмечает начальник управления внешних связей НГУЭУ Денис Обуховский. — Вторая — «Общественная инициатива». К ней относились проекты некоммерческого характера, которые направлены на изменение социальной атмосферы. Третья номинация — «Правотворческая инициатива»: ученикам предлагали подумать о том, что можно привнести в нормативную сферу. Проектов в этой номинации практически не было, в финал они не попали. Однако стоит отметить одну идею, которая нам очень понравилась, но из-за того, что она была недоработана, в финал мы команду пропустить не смогли. Ребята из Искитима предложили проект под названием «Очистители закона». Школьники захотели стать «переводчиками» законов и нормативных актов на простой понятный язык, но пока они не знают, как этот проект реализовать. Мы дали им рекомендации и думаем, что в следующем году проект вызовет интерес не только у нас.
Также у школьников была возможность предложить информационную инициативу, направленную на совершенствование общественных связей, и технологическую инициативу, которая бы решала социально значимые вопросы с применением новых технологий. Всего на конкурс поступила 31 заявка.
— Не все заявки были связаны с городской проблематикой. Их мы сразу отсекли, — говорит Денис Обуховский. — Не прошли в очный этап команды, которые заявили на конкурс недоработанные инициативы либо ориентированные на решение проблем узкого круга людей, то есть локальные. Были и те, кто предлагал масштабные инициативы, например, построить в городе детский технопарк. Идея отличная, но ведь она совершенно не новая и требует, чтобы ее реализацией занимались специалисты, а не школьники.
В финальном этапе свои инициативы представили четыре команды — учащиеся школы № 112 презентовали проект по созданию автономного уборщика городских территорий, ребята из гимназии № 7 предложили идеи по сокращению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, команда школы № 207 рассказала, почему стоит организовать экопарк в пойме реки 2-я Ельцовка, а студенты Бердского политехнического колледжа представили проект по созданию в Бердске магазина музыкальных инструментов.
Наивысшую оценку экспертов получила работа команды школы № 112. Андрей Сырцов, капитан команды, был награжден сертификатом на двухнедельное обучение в Великобритании, организованное образовательным центром ITEC в Новосибирске. Летом 2018 года Андрей Сырцов отправится осваивать программу STEM в CATS College (Кембридж). Второй участник команды Павел Скоробогач получил смартфон iPhone 7. Наставник школьников также получила смартфон.
Денис Обуховский отметил, что во время отбора заявок жюри конкурса выделило тренд школьных проектов — экологические инициативы. Но так как отдельной номинации не было, НГУЭУ специально для этих команд провел круглый стол, на котором школьники обсудили проекты друг друга, направленные на улучшение экологической среды, а также получили оценки экспертов.
Для обсуждения на круглом столе представили четыре инициативы: учащиеся экономического лицея Новосибирска предложили внедрить в учебные заведения здоровьесберегающие технологии — модули контроля микроклимата, команда школы № 207 выступила с проектом по благоустройству территории в пойме реки 2-я Ельцовка, школа № 112 презентовала сразу две идеи — создание экологических игр для дошкольников, а также механизма, который позволит экономить традиционные энергетические ресурсы путем преобразования механической энергии шага человека в электрическую с возможностью накопления и потребления.
Экспертным мнением по поводу работ поделились заведующая кафедрой экологической безопасности и природопользования НГУЭУ Татьяна Дудина, председатель эколого-экономического клуба Наталья Шамраева и начальник отдела организации приемной кампании вуза Александр Ломоносов.
— Не могло не порадовать число заявок — всего их было семь, но на обсуждение дошли не все, — рассказывает Наталья Шамраева. — Нужно сказать, что проекты очень интересные, действительно полезные, а также хорошо проработанные. Ребята очень потрудились.
В следующем году организаторы конкурса планируют включить в число номинаций экологическую.
— Главная задача состоит в том, чтобы с каждым годом число инициатив росло, — подчеркивает Павел Новгородов. — Конечно, хочется, чтобы школьники реально реализовывали свои проекты. Сейчас наша помощь ограничилась тем, что мы обратили на них внимание, выслушали и дали экспертные рекомендации, пока формата постпроектного сопровождения нет, но мы думаем о том, как это организовать.
Наша академия, Главная тема