10.12.2019
Гость номера, Наша академия
Кампусный проект: перспективы
В конце августа 2019 года НГУЭУ и банк ВТБ презентовали студентам и сотрудникам новый кампусный проект. Спустя два месяца первый проректор Павел Новгородов рассказал «Нашей Академии» о том, как проходит его реализация, и о планах по развитию системы.
— Предыдущий кампусный проект был закрыт по инициативе партнера, «Бинбанка», после его покупки ФК «Открытие». Как проходит запуск нового проекта?
— Решение о том, что нашим партнером по новому кампусному проекту станет ВТБ, было принято в мае 2019 года. За лето нам удалось провести подготовительные работы и в сентябре состоялись презентации проекта и началась выдача кампусных карт.
Это сложный процесс, и основная сложность — эмиссия и выдача большого количества банковских карт и связанные с этим организационные и юридические вопросы. Мы разбили его на этапы, в связи с тем, что банк выпускает карты только на основании корректных данных, которые не всегда есть в нашем распоряжении: часть студентов и сотрудников, например, поменяли паспорта и не предоставили данные в отдел кадров. А, например, выдача иностранным студентам карт российского банка — это вообще отдельная история. Параллельно с этим мы решаем еще и технические вопросы: ВТБ для наших карт использовал новый чип, кроме того, автоматизируется процесс передачи данных о студентах и сотрудниках в программное обеспечение, которое обслуживает охранную систему (ранее каждый держатель карты вносился в систему вручную). Тестирование показывает, что некоторые карты не срабатывают как пропуск и их приходится перепрошивать. Учитывая все эти моменты, мы планируем до начала ноября выдать основную массу кампусных карт. Актуальное расписание выдачи публикуется на мониторах в корпусах вуза и в социальных сетях, а также рассылается по электронной почте.
— А если кто-то из студентов или сотрудников не получит карту в назначенные дни, что ему делать?
— Он может обратиться в офис банка ВТБ по адресу: ул. Крылова, 36 (это ближайший к университету офис). Только лучше не откладывать визит, потому что, в соответствии с внутренними стандартами банка ВТБ, срок хранения выпущенных карт составляет 3 месяца, после этого карта будет уничтожена и придется оформлять выпуск новой.
— Новые кампусные карты будут обладать теми же функциями, что и предыдущие?
— Да. Принцип работы карты, по сути, такой же, как у компьютера: на него можно установить множество различных программ — и на чип карты тоже могут быть записаны разные приложения. Выбор этих сервисов достаточно широкий, главное, чтобы они были востребованными.Сейчас мы запускаем базовые функции: пропуск в университет, читательский билет, возможность предоставления скидок при расчете этой картой в столовой и бассейне НГУЭУ. Кроме того, в чип карты вшито программное обеспечение, которое позволяет фиксировать время, когда владелец карты приходит в университет и/или покидает его.
— Это инструмент контроля?
— Нет, такой задачи перед нами не стоит, но могут возникать различные ситуации, когда такая информация может быть востребована, например, при организации работы с учащимися по программам СПО на базе 9 классов: так как они несовершеннолетние, мы несем за них повышенную ответственность.Еще эта функция позволит анализировать потоки и нагрузку на инфраструктуру вуза для принятия дальнейших управленческих решений.
— А как будет развиваться кампусный проект, какие возможности появятся в перспективе?
— Об одной из них я уже сказал: это различная аналитика по использованию карт, но нужно накопить определенный объем данных, чтобы начать с ними работать. Также в ближайших планах — организация прохода в общежитие по кампусной карте для проживающих в нем студентов. Мы прорабатываем также вопрос установки считывателей на входе и выходе из аудитории — это было бы удобно для преподавателей, которые фиксируют посещаемость. Но это очень дорогостоящий проект: один считыватель стоит 15 тысяч рублей, если ставить их с двух сторон двери (на вход и на выход) — то это уже 30 тысяч. Умножьте эту цифру на количество дверей в вузе — и станет понятно, что плюсы, которые дает такая система, несоразмерны затратам. Поэтому речь не идет обо всех аудиториях в вузе, во всяком случае, пока. Скорее всего, это будет бизнес-инкубатор и еще несколько избранных аудиторий.
Возможно также внедрение электронной зачетной книжки, которая привязана к кампусной карте. Но это разговор даже не следующего, а, скорее, 2021–2022 учебного года, потому что внедрение этого сервиса не ограничивается только установкой считывателя и карты, нужно решить еще комплекс юридических и организационных вопросов, чтобы внедрить эту опцию. В целом запуск проекта с ВТБ, финансово поддержанный со стороны банка, дает нам возможность глубокой интеграции разных информационных систем вуза — Тандем, 1С, Virtua, Орион и так далее — сейчас они почти все разобщены и не «дружат» друг с другом. Работы по интеграции проводятся за счет средств ВТБ, и планируемые результаты от интеграции будут выходить далеко за пределы собственно кампусного проекта.
— По предыдущей кампусной карте можно было получать скидки не только в бассейне и столовой НГУЭУ, но и в нескольких организациях-партнерах. У новой карты будет такая возможность?
— Скидки у партнеров предоставлялись не при расчете по карте, а просто при ее демонстрации: у нее был индивидуальный дизайн для НГУЭУ. Новая кампусная карта НГУЭУ внешне ничем не отличается от других карт ВТБ, поэтому установить скидку просто при предъявлении карты нельзя. Но мы ищем альтернативные варианты.
— А в других университетах, имеющих свои кампусные проекты, уже реализованы какие-то из тех функций, которые мы рассматриваем в перспективе?
— Многие университеты периодически анонсируют что-то подобное на своих сайтах, но часто это имиджевый момент, и сказать, что это точно работает в «промышленном» масштабе, я не могу. Например, недавно один из вузов объявил о внедрении пропускной системы распознавания лиц: вы подходите к считывателю, он сканирует ваше лицо, «узнает» вас и открывает двери. Но как это будет работать в час пик, при большом потоке студентов и преподавателей — пока не понятно. Многие оригинальные сервисы сейчас на этапе тестирования, а о том, чтобы они были введены каким-то вузом в массовую эксплуатацию, пока информации нет.
Юлия Торопова
Гость номера, Наша академия