02.04.2019
Главная тема, Наша академия
Школьники, студенты, взрослые — бизнес для каждого в НГУЭУ
В НГУЭУ прошел I Mежрегиональный форум предпринимательского образования «БизнесТут». В работе форума приняли участие ведущие специалисты и эксперты бизнес-образования: представители образовательных организаций города, бизнес-сообщества и профессиональных ассоциаций, представители органов государственной и муниципальной власти.
В рамках форума работали три площадки: для школьников, студентов и взрослых. Для каждой возрастной группы была подготовлена насыщенная программа, затрагивающая вопросы о потенциале и границах возможностей предпринимательского образования.
Мероприятие началось с панельной дискуссии «Предпринимательское образование: Кто учит? Кого учим? Для кого учим?». Модератором выступил декан факультета корпоративной экономики и предпринимательства Сергей Филатов. Подчеркнув, что основным драйвером развития мировой экономики является предпринимательство, он передал слово ректору НГУЭУ Александру Новикову. Он, в свою очередь, пояснил, как расшифровывается название форума «БизнесТут» и рассказал об инновационном образовании в нархозе:
— Если человек хочет заниматься бизнесом, он должен определить, где этот бизнес у него находится: у кого-то бизнес в сердце, например. Но, по-моему мнению, бизнес должен находиться в голове, именно это и показано на наших рекламных плакатах. Но для формирования предпринимательского мышления необходимы определенные условия. Общество развивается, и нам нужно идти в ногу со временем. Скоро мы запустим уникальный проект — кампусные курсы. Это обучение поможет студентам сформировать современное мышление, не потеряться в реальной жизни, в настоящем бизнесе.
Также с докладами выступили заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Максим Останин, генеральный директор ООО «Сибирский промышленный холдинг» Виктория Бабкинаи генеральный директор ГК «Отелит Development» Евгений Бурденюк. Студенты НГУЭУ задавали спикерам вопросы, связанные с построением карьеры после окончания вуза, способами установки деловых контактов, методами повышения качества бизнес-продукта.
После панельной дискуссии начали работу площадки, где каждый гость, нашел что-то интересное для себя.
Предпринимательство для школьников
Школьники прошли бизнес-игру «Верные решения», поучаствовали в конкурсе «Реальное/ неРеальное предпринимательство», приняли участие в работе круглого стола, побывали на экскурсии по НГУЭУ.
Подробнее о конкурсе «Реальное/ неРеальное предпринимательство» рассказал его модератор — преподаватель центра среднего профессионального образования НГУЭУ Борис Штейнгольц.
— Конкурс предпринимательских проектов для школьников был организован и успешно проведен кафедрой инноваций и предпринимательства НГУЭУ в рамках первого межрегионального форума предпринимательского образовании я «БизнесТут». Мне была оказана честь быть разработчиком секции и ведущим этого действа. Можно ли научить предпринимательству? На мой взгляд, научить предпринимательству нельзя, познакомить с некоторыми навыками и умениями — да, но не научить. В чем же тогда заключается миссия университета предпринимательского типа, спросите вы? Задача таких вузов в создании инновационной образовательной среды, которая будет формировать предпринимательское мышление, и способствовать «выращиванию» современных предпринимателей. Ребята должны быть «погружены» в образовательную среду. Как мне кажется, созданию элементов такой среды и был посвящен форум. В работе нашей площадки участвовало более 30 школьников и первокурсников НГУЭУ, обучающихся по программе среднего профессионального образования специальностей «Логистика» и «Прикладная информатика». На конкурсе было представлено пять предпринимательских проектов по актуальным (на взгляд молодежи) проблемам нашей жизни. Это проекты затрагивали экологию, правильное питание, медицину, организацию досуга, пенсионное обеспечение и.т.д., и более прагматичные сферы —транспортный сервис, захоронение отходов.
Проектные команды, которые участвовали в конкурсе, спонтанно разделились на две группы. Первую группу составили команды школ города, с заранее разработанными проектами. Это были классные доклады высокого уровня, весьма глубокие, обоснованные. Но мне показалось, что ребята в этих ответах исполняли роли артистов. Вторая группа команд начинала готовить свои презентации на самом конкурсе, чистая импровизация. Проще говоря, они пришли на конкурс с минимальной готовностью, и в течение часа (на наших изумленных глазах) разрабатывали свои проекты. Они были не настолько глубоко проработаны, но вполне конкурентоспособны.
Обе команды были по достоинству оценены мудрыми и справедливыми членами жюри, но мне больше импонирует вторая группа, так как именно эти ребята в большей степени обладают предпринимательскими навыками: предприимчивость, быстрая импровизация, поиск идей, работа в условиях риска и т.д.
В ходе подготовки и проведения форума «БизнесТут» на кафедре инноваций и предпринимательства НГУЭУ возникла интересная идея. Когда-то (в 1990-е годы) наш университет славился мощной системой довузовского образования. Со временем эта система разрушилась. Идея кафедры — сформировать на базе университета учебно-методический и практический центр по предпринимательскому образованию для школ и колледжей города и области. На этой предпринимательской платформе мы смогли бы возродить довузовское образование и активировать процесс «получения» качественных абитуриентов, которые уже немного (или много) будут разбираться в предпринимательских технологиях.
Развитие предпринимательского мышления
Студенты НГУЭУ и других вузов города, в рамках форума «БизнесТут», прошли авторский бизнес-тренинг одного из ключевых специалистов Новосибирска по управленческим боямТатьяны Зотовой. Ребята научились добиваться наиболее выгодных соглашений с оппонентами в любых ситуациях и условиях, используя при этом нетривиальные тактические приемы и манипуляции. Также в рамках форума студенты прошли краш-тест бизнес-игры«Денежный поток» и соревновались в конкурсе на решение предпринимательского кейса.
В рамках I Форума предпринимательского образования «БизнесТут», состоялся конкурс для студентов по решению предпринимательского кейса. В конкурсе приняли участие пять команд из трёх вузов: СибУПК, СГУПС и НГУЭУ.Ответы команд оценивали известные представители предпринимательского сообщества Новосибирска: генеральный директор ООО «Сибирскийпромышленный холдинг» Виктория Бабкина, член Новосибирского регионального отделения общественной организации «Деловая Россия», основатель сети, кофеен PRIMETIME Антон Горестов, руководитель проектов по управлению недвижимостью Денис Григорьев, управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков ируководитель группы финансовой поддержки Фонда «Технопарк Академгородка»Анна Айриянц.
Командам предлагалось в течение часа разработать и предложить на суд экспертов свое решение для бизнес-кейса. Результаты работы команды представляли в формате презентации вPowerPoint. Длительность выступления команды составляла 5 минут. За это короткое время участникам конкурса удалось не только презентовать свою команду перед экспертным жюри, но и дать развернутый ответ на главный вопрос, поставленный перед ними руководителем, собственником и разработчиком технологии ООО «Рыбий мех» АлександромВасенёвым.
Представители предпринимательского сообщества высоко оценили уровень и креативность решений, подготовленных командами в столь короткий срок. А пообщавшись с участниками, во время презентации их ответов, предприниматели каждой из команд дали свое напутствие и наставление.
Доцент кафедры инноваций и предпринимательства НГУЭУ Наталья Ермашкевич рассказала подробнее о целях, которые реализует конкурс по решению кейсов:
— Конкурс по решению предпринимательского кейса изначально был задуман в качестве площадки, способствующей развитию предпринимательского мышления. Участникам конкурса необходимо было в короткий срок погрузиться в новую для них сферу бизнеса, изучить специфику рынка экзотических кож, понять тенденции, запросы и проблемы, с которыми сталкивается практически каждый инновационный стартап, а также попробовать своими силами и силами команды предложить варианты выхода из реальной практической ситуации, на основе которой и был создан кейс.
Таким образом, участники смогли: оценить свою готовность участвовать в проекте (умение работать в команде), что, несомненно, является основой будущей карьеры в любой сфере деятельности. Кроме того, они получили возможность оценить свои возможности по скорости погружения в заданную проблемную ситуацию, сравнив свои идеи, знания и подходы с предложениями и результатами других команд. Ну и, конечно, все участники продемонстрировали способность аргументировано высказывать свое мнение (корректно отстаивать позицию) по заданному вопросу перед лицом известных предпринимателей. Это одна из уникальных возможностей проявить свои способности, привлечь к себе внимание потенциальных работодателей, услышать их мнение, относительно сформированного предложения (конкурсного решения), учесть замечания в целях дальнейшего самосовершенствования.
Самое ценное, на мой взгляд, это возможность, которую получили участники — это живое общение с представителями бизнес среды, действующими предпринимателями. В процессе обсуждения подготовленных конкурсных решений участники смогли услышать из первых уст о том, какие проблемы инновационного бизнеса являются наиболее значимыми и с помощью каких инструментов их решают, выслушать экспертное мнение жюри о видении ситуации в экономике и перспективах развития рынка в будущем.
Я не могу сказать, что предпринимательству можно научиться. Предпринимательством скорее можно «заразиться», это дух и атмосфера, внутреннее состояние и желание реализовать свои возможности и показать свои способности. Самоотверженный труд и готовность решать нестандартные задачи, рискуя и превозмогая себя, преодолевая внешние обстоятельства, которые далеко не всегда на «твоей стороне». Однако, чтобы таких обстоятельств было как можно меньше необходимо учиться. Именно этому и способствует внедрение предпринимательского образования. Поскольку освоить технологии, с помощью которых можно построить (создать, управлять и развивать) фирму и достичь успеха в бизнесе, да и в любом выбранном направлении деятельности, безусловно, можно. Нужно только по-настоящему этого захотеть. Мир – это удивительный конструктор, в котором каждый человек, сочетая и объединяя знания, навыки, способности и таланты, совершая маленькие, но открытия, может создать что-то абсолютно новое, уникальное и неповторимое.
Студенты о конкурсе по решению предпринимательских кейсов
Владислав Рыженков, студент четвертого курса направления «Экономика»:
—Опыт решения кейсов у нашей команды уже был. На парах по организации предпринимательской деятельности мы часто решали невыдуманные задачи из реальной жизни компаний, поэтому мы сразу смогли влиться в работу.
Хоть наше решение и было ближе всего к тому, которое использовал директор компании, нашей команде не хватило немного опыта в презентации своего решения, поэтому судьи отдали нам лишь третье место.
В целом, формат форума понравился. Решение кейсов — это реальный опыт, который в будущем может сэкономить нам немало времени и денег.
Григорий Роньжин, студент четвертого курса направления «Экономика»:
—Мне очень понравился формат форума! Нужно проводить как можно больше таких мероприятий и задействовать большее количество студентов. Такие форумы реальная возможность воспитать новое поколение предпринимателей — будущих двигателей нашей экономики.
Решение кейсов очень трудная задача, которая требует не только академических знаний — это лишь 30% успеха, самое главное умение—работа в команде. Для нашей команды было очень важно «не ударить в грязь лицом», потому что мы выпускники, а значит, по определению должны уметь справляться с подобными задачами.
С самим кейсом было достаточно просто работать, были предоставлены хорошие справочные материалы, из которых мы черпали нужную для нас информацию.
Единственное, что нам помешало более глубоко изучить поставленную проблему это ограниченность во времени. Но нужно понимать, что в реальных условиях времени может быть ещё меньше, а решение нужно принимать уже сейчас. Поэтому мы успели разобрать лишь 50% поставленных вопросов, но этого оказалось достаточно.
В итоге наше решение было наиболее близким к ответу, но по определённым причинам нам дали лишь третье место. Возможно, потому что судьи отступили от определяющих понятий, либо зациклились на маркетинговых решениях команд-соперников, которые, по моему мнению, не подходили к производственному предприятию, работающему в сфере B2В и не имеющему конечного продукта для обычного покупателя.
Денис Ярошенко,студент четвертого курса направления «Экономика»:
— Кейс был непростым в связи со спецификой и уникальностью продукта, предлагаемого компанией. Подобный формат очень интересен, так как чувствуешь себя причастным к ведению реально существующего бизнеса.
Решение различных бизнес-кейсов позволяет развивать мыслительные процессы, создавать своего рода бизнес-мышление у студентов. Также это создаёт информационную базу для будущих предпринимателей. Форум проходил в интересном формате и оставил много приятных впечатлений. Мероприятия такого рода помогают студентам формировать свой взгляд на бизнес и позволяют выявить интересы студентов во многих сферах деятельности. Единственный недостаток (по моему мнению) был в неопределённости критериев оценки работ студентов. А в основном я доволен данным форумом.
Бизнес для взрослых
«Взрослый» трек форума «БизнесТут» начался с круглого стола «Развитие предпринимательского потенциала в регионе». В дискуссии приняли участие представители НГУЭУ, новосибирского отделения ООО МСП «Опора России», Новосибирского областного центра развития промышленности и предпринимательства, Городского центра развития предпринимательства, предприниматели. Участники обсудили место и роль предпринимателя в экономике страны, возможности для бизнес-образования в регионе, государственные образовательные проекты и программы, предложения государственных и частных бизнес-школ.
— Мы с коллегами попытались составить обобщенный образ современного предпринимателя: ценности, черты характера, ответственность, сложности, с которыми приходится сталкиваться в работе, отношение к образованию. Лучшим подтверждением того, что предприниматель — человек, который находится в постоянном поиске перспективных рынков и ниш, эффективных инструментов для развития себя и бизнеса, готовый учиться и перенимать лучший опыт, является высокий спрос на программы бизнес-образования. Например, в мероприятиях Высшей школы бизнеса НГУЭУ ежегодно принимают участие около 500 человек, — рассказывает начальник управления дополнительного образования НГУЭУ Эдуард Коложвари.
На секции «Цифровая экономика как вектор развития будущего» директор по развитию группы IT-компаний TURAN Дмитрий Федорченко рассказал о подводных камнях, которые возникают при внедрении цифровых технологий в бизнесе, дал советы, на что обратить особое внимание при их разработке.Руководитель компании Decentury Полина Сазонова поделилась подходами к управлению командами в эпоху турбулентности.Исполняющий обязанности заведующего кафедрой информационных технологий НГУЭУ Андрей Пестунов дал прогноз возможных трансформаций системы образования в условиях цифровой экономики.
Финальной площадкой «взрослого» трека стала презентация программ MBA Высшей школы бизнеса НГУЭУ, где собрались предприниматели и менеджеры, которые намерены приступить к обучению и совершенствовать управленческие навыки уже этой весной. Будущие слушателипознакомились с преподавателями, узнали дисциплины, которые предстоит освоить, условия и порядок обучения.
Дмитрий Федорченко, директор по развитию группы IT-компаний TURAN, которой реализовано более 180 проектов по разработке и внедрению персональных CRM-систем, ERP-систем и корпоративных порталов, поделился своим мнением о том, когда стоит начинать бизнес:
—Заниматься предпринимательством можно в любом возрасте и чем раньше, тем лучше. В раннем возрасте человек более открыт к новому, с легкостью слышит обратную связь от рынка, и в меньшей степени опирается на свой опыт и устоявшиеся стереотипы.Нет готовых решений, как стать предпринимателем. Нужно постоянно перебирать всевозможные комбинации и наблюдать за откликом рынка. Будучи взрослыми, мы привыкли на что-то «опираться», быть уверенными в чем-то, а здесь все наоборот — хаос и гармония в один момент времени.
Цель моего выступления на взрослом треке форума «Бизнес тут» была поделиться лучшими практиками по решению пяти ключевых ошибок при внедрении цифровых технологий в бизнесе:
1.Сопротивления персонала, его причины и способы преодоления.
2.Бюджет на внедрение. Как его определить и не выйти за рамки.
3.Менеджер проекта. Как выбрать и кого назначить ответственным за внедрение.
4.Бизнес-процессы. Как встроить новые технологии в существующую работу компании.
5.Старт проекта. Что делать в первый месяц использования новых цифровых технологий.
На текущий момент мы реализовали уже свыше 200 проектов по разработке и внедрению цифровых технологий в компании. Определённо точно можем сказать, что одни и те же вопросы становятся препятствием или наоборот способствуют легкому внедрению программного обеспечения в бизнес-процессы компании. И для решения их мы разработали собственную методику внедрения новых цифровых технологий, которая сейчас работает на благо наших заказчиков.
Наталья Филиппова
Главная тема, Наша академия