06.02.2019
Прожектор, Наша академия
Результаты междисциплинарных курсов Mini-MBA
В 2018 году был запущен новый формат взаимодействия учеников программ Mini-МВА Высшей школы бизнеса НГУЭУ — междисциплинарные проекты. Корреспондент «Нашей Академии» узнала о результатах этого проекта и о том, что думают о курсе сами выпускники.
«Идет интенсивный обмен опытом, возникают совместные проекты или взаимное трудоустройство»
О том, что собой представляют программы Mini-МВА, рассказал начальник управления дополнительного образования НГУЭУ Эдуард Коложвари:
— Mini-МВА — продукт, разработанный Высшей школой бизнеса НГУЭУ для предпринимателей и бизнесменов, людей, которые так или иначе связаны с бизнесом. По форме это специализированная программа профессиональной переподготовки объемом 250 академических часов. Она позволяет получить актуальные знания в своей предметной сфере и «прокачать» навыки, необходимые для успешной активности на рынке. На программу идут владельцы или основатели бизнесов для увеличения масштабов или эффективности своих проектов; сотрудники фирм, желающие получить какие-либо недостающие актуальные знания и навыки. Интересный эффект возникает, когда близкие по духу люди попадают в общую среду: идет интенсивный обмен опытом, возникают совместные проекты или взаимное трудоустройство.
Мини-МВА — более доступный, облегченный формат, чем МВА. Как по времени (4 месяца), так и по оплате (55 тысяч рублей). Полноценная программа МВА по всем стандартам составляет 1800 часов (люди учатся на ней больше года) и стоит у нас около 230 тысяч рублей.
Каждый идет в программу для решения своих вопросов и в основном получает то, что хочет. Лучшей рекомендацией является тот факт, что выпускники приводят на следующие программы друзей, коллег и своих начальников! То есть идет формирование и трансляция здоровой бизнес-среды, люди хотят говорить с окружением на одном языке, получить единомышленников.
Кроме того, выпускники поддерживают дружеские и деловые отношения между собой, потому что близки друг другу как по интересам, так и по духу.
Я бы хотел, чтобы наша бизнес-школа стала лучшей в стране. Для этого нам всем нужно долго и упорно работать и развиваться. С контингентом бизнес-школы работать очень нелегко, это люди, чрезвычайно требовательные и к программе, и к тренерам, и к атмосфере обучения. Слушателям сейчас очень нравятся такие инновационные технологии, как «перевернутый класс» или «школы мышления».
Мы планируем расширение сотрудничества с нашими слушателями и выпускниками в части предоставления консалтинговой инфраструктуры, кроме того, есть намерение усилить международные программы с нашими партнерами из бизнес-школы MANCOSA (ЮАР).
Эффективность выпускников программ МВА в стране измеряется порталом МВА.su. По результатам последнего опроса в 2018 году ВШБ НГУЭ находится на 8 месте из 41 бизнес-школы в стране (выше только ведущие вузы Москвы и Санкт-Петербурга).
«Искусственно созданные команды начнут совместную деятельность и создадут действующие компании»
О внедрении нового формата — междисциплинарных проектов — рассказала руководитель бэк-офиса НГУЭУ Александра Будник:
— Междисциплинарные проекты на дополнительных программах профессиональной переподготовки задумывались в качестве тренажера мягких навыков. Слушатели учились договариваться с людьми, не похожими на себя, определять приоритеты, работать в команде и так далее; способам разнообразия учебной деятельности: ведь наши слушатели — взрослые состоявшиеся люди, далекие от студенческой скамьи. У нас было четыре группы профессиональной переподготовки Mini-MBA: «Эффективный руководитель», «Директор по маркетингу», «Директор по персоналу», «Управление финансами».
Каждого из слушателей (всего их было 35 человек) мы протестировали на определение стиля менеджмента по методологии Адизеса. Ицхак Адизес — один из мировых экспертов в области улучшения работы коммерческих и государственных организаций путем проведения изменений «мягким путем», без разрушительных конфликтов, которые обычно сопровождают большинство попыток организационных изменений. Затем, согласно концепции об идеальной команде, сформировали команды — так, чтобы в каждой были представители всех четырех (по возможности) групп MiniMBA.
С методической точки зрения междисциплинарные проекты представляют собой групповое выполнение курсовых проектов. Слушатели совместно строят инвестиционный проект и защищают его в конкурсной атмосфере. Для выполнения задания собраны люди из различных целевых предметных групп: руководители, финансисты, маркетологи, персональщики. Каждый выполняет свою роль в проекте, и, что любопытно, по факту не всегда ту, которую он вроде бы должен выполнять по своей специализации.
Мы и представить не могли, что искусственно созданные команды начнут совместную деятельность и создадут действующие компании.
В частности, три из шести команд (на потоке 2018 года MiniMBA) за время проекта (два месяца) вступили в корпоративные правоотношения и оформили юридические лица, нашли подрядчиков, запустили процесс продвижения и продажи товаров/услуг. Наши выпускники разработали проекты по производству льда для баров и ресторанов, занялись юридической подготовкой документов по открытию детского центра. В рамках обучения были разработаны такие проекты, как 3D печать в сфере производства кондитерских изделий, использование альтернативных источников энергии, автотранспортная сеть на универсальной платформе грузовой беспилотной авиационной системы, а также была создана компания по производству экопанелей.
«Стратегическое прикладное использование полученных навыков»
О критериях оценки выпускных проектов и о том, для чего людям, уже состоявшимся в бизнесе, необходимы такие формы работы, рассказала бизнес-консультант и антикризисный управляющий Ирина Васильева.
— Формат междисциплинарных проектов делает данный курс более насыщенным и прикладным. Считаю, что стоит продолжать такую практику. Главная цель таких проектов — стратегическое прикладное использование полученных навыков. Такие проекты создаются на хорошей платформе из новых знаний и конвертируются в практику.
Если смотреть вперед, то перспективы после любого обучения полностью зависят от готовности использовать полученные знания и не «стаскиваться» в привычную колею из рутины и привычных алгоритмов. Реальные перспективы появляются с началом внедрения изменений.
Я была в составе комиссии. И могу сказать, что я оценивала проекты слушателей по классической и глубинной технологии smart. Данная технология очень поверхностно знакома многим предпринимателям, хотя обладает всеми объективными критериями оценки проекта. SMART является аббревиатурой, которая расшифровывается так: specific (конкретный), measurable (измеримый), achievable (достижимый), relevant (значимый), timebound (ограниченный во времени).
Защита дипломных проектов прошла познавательно, с инсайтами и лайфхаками, все в стиле современных реалий бизнеса!
«Подтвердить свои существующие знания и получить новые»
Выпускники курса Mini-МВА поделились впечатлениями о междисциплинарных проектах.
Алена Орлова, подпись:
— Моя оценка курса положительная. Больше всего мне понравились занятия Дмитрия Москвина, Юлии Свитковской, Михаила Зотова. В междисциплинарном проекте основной плюс — возможность сотрудничества с кросс-направлениями (финансы, HR, управление, маркетинг). Специалисты направлений в группе делятся накопленным опытом за время работы в компаниях, обращают внимание на плюсы и фокусируют его на минусах, обозначая зоны развития, тем самым восполняя пробелы и формируя целостность междисциплинарного проекта. На курсах знакомились с разными бизнес-инструментами: управление проектами, управление изменениями, бюджетирование, понятие прибыли, баланса и оборачиваемости, организационной культуры, основы карьерного роста.
В нашей команде было шесть человек разных дисциплинарных направлений, на обсуждении было также шесть проектов, по результатам голосования внутри команды остановились на проекте организации производства эко-панелей. Для реализации проекта была создана группа WhatsApp, где мы могли обсуждать нюансы, договариваться о встречах, распределении ролей и зон ответственности в части предоставления необходимой информации: мониторинга, финреза, анализа рынка труда и т. д. В течение работы группы была разработана стратегия, определены цели и задачи, осуществлено планирование по этапам реализации, написан устав проекта и создана презентация, которая впоследствии защищалась перед комиссией НГУЭУ.
Мы разработали проект по организации производства экологически-чистых панелей для строительства домов. В настоящее время и в Новосибирской области, и в целом на территории России полностью отсутствует производство эко-панелей для строительства домов. Есть основания полагать, что открытие подобного производства является эффективным и экономически выгодным проектом с потенциалом развития на федеральном уровне. Заглядывая в будущее реализации проекта, можно сказать, что в основу развития может лечь филиальная система или франшиза.
Дмитрий Ляшик, руководитель отдела маркетинга:
— Курс помог мне подтвердить существующие знания и получить новые. Для меня это означает, что я на верном пути, но есть чему учиться. Получить даже такой результат — уже хорошо. Были преподаватели, с которыми слишком скучно, были и те, с которыми хотелось общаться много, задавать больше вопросов. По сути, этот курс сделан для демонстрации базовых принципов популярных инструментов маркетинга и пояснения, как их связывать с практикой. Так как главная задача директора по маркетингу — управление, то формально курс заявленной тематике соответствует. Всем, кто хочет пойти и получить образование MBA, рекомендую сначала зайти и проконсультироваться в Высшей школе бизнеса насчет выбора курса. Так ваши ожидания имеют больше шансов совпасть с реальностью.
Наталья Филиппова
Прожектор, Наша академия