24.12.2018
Главная тема, Наша академия
Фестиваль научного кино в НГУЭУ- 2018: как это было
Второй год подряд НГУЭУ принимает участие в Днях научного кино — масштабном просветительском проекте российского Фестиваля актуального научного кино (ФАНК). Цель мероприятия — познакомить зрителей с последними достижениями науки и вдохновить на собственные исследования. Дни научного кино (ДНК) проходят в рамках работы траектории «Аналитика, наука и инновации». С задачами этого фестиваля, тезисами научных фильмов, и мнением студентов о популяризации науки знакомилась корреспондент «Нашей Акдемии».
«Прекрасная площадка для развития научного мышления»
«Дни научного кино» – это масштабный проект, охватывающий большое количество участников: студентов, преподавателей, экспертов. Основная цель мероприятия – популяризация науки. Начальник научно-организационного отдела НГУЭУ Мария Краснова высказала свое мнение о пользе научных фильмов, и рассказала, как в НГУЭУ реализуется популяризация науки и знаний.
— Популяризация науки — это процесс распространения научных знаний для широкой аудитории. Она требует таланта и увлеченности. И опыт нашей страны в этой сфере уникальный. Научные коммуникации в Советском союзе были организованы на высоком уровне. Все знают имена ярчайших представителей науки: основоположника космонавтики Константина Циолковского, математика Якова Перельмана, физика Сергея Капицы. Огромным спросом пользовалась научная фантастика Ивана Ефремова, Александра Беляева и других авторов. Зарубежный опыт в популяризации науки также заслуживает внимания. Яркий пример, презентация исследовательских программ NASA – National Aeronautics and Space Administration, занимающаяся исследованием воздушного и космического пространства.
Популяризация науки, как правило, проводится в различных форматах: лекции, фестивали науки, научные кафе, просмотр научно-познавательных фильмов. Помогают в распространении знаний и мероприятия формата «Science Slam» и «Stand-up Science» .
На протяжении двух месяцев в НГУЭУ был организован просмотр научных фильмов. Сравнивая участие других вузов с собственным опытом, мы можем отметить высокий уровень заинтересованности. Предварительный опрос экспертов, работа с кафедрами выявила шесть наиболее интересных фильмов: «Мозг. Вторая вселенная», «24 снега», «Истории кремниевой долины», «Альфаго», «Генезис 2.0», «Как построить что угодно». Таким образом, было организовано семь просмотров шести фильмов. В то время как многие учебные заведения ограничились просмотром двух-трех фильмов.
Особой интерес вызвал фильм «Истории кремниевой Долины». Это единственный фильм, который был показан дважды. Данный фильм состоит из нескольких серий. В силу ограниченности времени мы планировали к показу не все серии. Но так как он вызвал огромный интерес студентов, был организован просмотр всех серий.
Работа в рамках данного мероприятия велась достаточно активно и со стороны управления научной политики и исследований, и со стороны кафедр «Психологии, педагогики и правоведения», «Инновации и предпринимательство», «Экономика труда и управление персоналом», «Информационные технологии». Кафедры поддержали данное мероприятие. Особую благодарность выражаем экспертам: доценту кафедры психологии, педагогики и правоведения НГУЭУ Наталье Мозолевской, преподавателям кафедры инноваций и предпринимательства Наталье Матерн, Елене Сарычевой, Наталье Ермашкевич, Марине Панявиной, доценту кафедры экономики и труда Юлии Масаловой, старшему преподавателю кафедры информационных технологий Сергею Терещенко, преподавателю сектора среднего профессионального образования Дмитрию Салагирову.
Дни научного кино» – прекрасная площадка для развития научного мышления, повышения мотивации молодежи к научной деятельности. Дискуссионное обсуждение с экспертами может стать толчком к рождению новых идей, позволит выйти за грани устоявшихся понятий (знаний). В условиях предпринимательского проекта для нас очень важно развивать предпринимательское мышление, способности и навыки поиска возможностей за пределами ресурсов. Одна из самых главных составляющих успешного бизнеса – ИДЕЯ, опережающая текущие тенденции и удивляющая мир!
Молодежь – основной носитель инновационного потенциала общества. Чем больше Вы читаете, познаете мир, тем больше шансов найти новое. «Дни научного кино» – идеальный источник вдохновения.
Проводя подготовительную работу, мы слышали много хороших откликов студентов о наших преподавателях. Так некоторые темы, затронутые в фильмах, поднимались в процессе учебных занятий. Например, много восторженных отзывов было о Терещенко Сергее Николаевиче, и мы рады, что он выступил в роли эксперта мероприятия «Дни научного кино».
Управление научной политики и исследований ежедневно осуществляет большой комплекс работы по привлечению студентов, преподавателей, экспертов в научные мероприятия. Мы стремимся повысить востребованность инновационной и исследовательской деятельности в молодежной среде. Главная задача — сделать популяризацию работающей системой. Проводить не разовые события, а создать систему. НГУЭУ в этом вопросе занимает активную позицию и использует все возможные форматы мероприятий.
В этом учебном году наш университет выступал как участник VI Фестиваля науки Новосибирской области. В рамках которого были представлены следующие мероприятия: семинар «Концепция Mindfulness как стратегия саморегуляции», межвузовская студенческая олимпиада «Кто хочет стать цивилистом», круглый стол «Государственное регулирование в экономической сфере: исторический аспект и современные тенденции», круглый стол «Европейское образование: возможность для российских студентов», круглый стол «Проблемы и перспективы подготовки специалистов в области учета, анализа и аудита», семинар «История и философия науки».
На данный момент проходит курс лекций доктора экономических наук, профессора Владимира Заурбековича Баликоева «Методология экономических исследований». Не все студенты в рамках прохождения образовательной траектории имеют возможность услышать лекции, не побоюсь этого слова уникального «философа-экономиста». Я считаю, что это хорошая возможность получить концентрированные знания в доступной форме. Курс лекций состоит из пяти занятий и приятно видеть вновь пришедших участников.
Планов по организации научных мероприятий много. Это и курсы лекций с известными учеными нашего вуза, конференции различного уровня, форумы. В рамках траектории «Наука. Аналитика. Инновации» мы осуществляем поддержку научных инициатив студентов. И приглашаем всех к сотрудничеству, разработке новых форматов популяризации науки.
Мероприятие «Дни научного кино» хороший инструмент популяризации науки, дающее возможность: расширения кругозора, изучения опыта научной деятельности; вовлечения в научные ряды молодежи; показать людям прикладную ценность науки. Это научная дискуссия в неформальной обстановке.
Я думаю, что это не будет «разовым мероприятием». Возможно, мы изменим формат просмотра, дискуссии. Но то, что мы не откажемся от такого инструмента популяризации это точно.
Дни научного кино в НГУЭУ: обзор от экспертов и студентов
С 13 ноября по 6 декабря бизнес-инкубатор стал площадкой для проведения Дней научного кино в нархозе. После просмотра каждого фильма, студенты участвовали в дискуссии, обсуждали тезисы, проиллюстрированные в фильме. Экспертами, которые помогали студентам получить ответы на вопросы, возникнувшие во время киносеанса, как мы уже упоминали ранее, стали преподаватели НГУЭУ. Некоторые из них подготовили обзоры-рецензии о научных картинах.
«Фильм можно считать историей одного изобретения»
Доцент кафедры экономики и труда Юлия Масалова подготовила обзор на
документальный фильм «Альфаго» (США), выпущенный в мировой прокат весной 2017 года. Участниками просмотра этого фильма стали студенты и школьники, участвующие в проекте Университет 2.0.
– Фильм можно считать историей одного изобретения, но это было бы очень просто. Удивительно, но, несмотря на то, что фильм документальный, смотрелся он достаточно легко, оказался увлекательным по своей сюжетной линии, а по накалу страстей, которые особенно обострились к финалу, даже не уступал современным художественным фильмам.
Это можно объяснить тем, что основная идея фильма, заложенная его создателями, связана с одновременно философскими и практическими вопросами, актуальными для современной реальности: «В состоянии ли человечество создавать такие компьютеры (компьютерные программы), которые будут способны думать творчески, так же как и люди? Насколько интуиция человека может быть прописана в виде алгоритма, который будет положен в основу самообучающейся компьютерной программы?».
Для компании DeepMind и ее создателя вундеркинда Демиса Хассабиса, создание искусственного интеллекта – это, прежде всего, мечта, которая в настоящее время выражается в виде способности научить неодушевлённый предмет (компьютер) играть лучше человека в различные видеоигры. Но верхом достижений является компьютерная программа «AlphaGo», которая должна превзойти человека в древней китайской и высокоинтеллектуальной игре — «Го». Данная игра во всем мире признается как самая сложная, требующая от игроков большого опыта, интуиции и понимания действий своего соперника. Она даже труднее, чем шахматы, так как ходов их комбинаций великое множество, а самому игроку требуется просчитывать свои действия на десятки шагов вперед. И вот программа разработана — она сама просчитывает вероятность победы с математической точностью и способна оценивать ситуацию на 60 ходов вперед — ее первым достижением стала безоговорочная победа со счетом 5:0 над профессиональным игроком 2-го дана. Поэтому команда разработчиков«AlphaGo»под руководством Демиса Хассабиса ставит перед собой новую, более высокую планку — победить самого главного соперника лидера мирового рейтинга, обладателя 9-го дана в игре «Го» Ли Седоля.
Сначала все события в фильме происходят очень неспешно, и могут показаться немного затянутыми сцены демонстрации процессов разработки нейронной сети, тестирование ее возможностей компанией DeepMind. Но постепенно динамика нарастает. Зрители видят работу целой команды программистов, инженеров, тестеров, которые испытывают разные эмоции, волнуясь за свое «детище» и, радуясь его победам. Но то, как дальше складываются события в фильме можно оценить как драму. Ведь, с одной стороны, разворачивается битва между искусственным интеллектом и человеком, а разработчики могут только рассчитывать на победу. При этом человек так уверен в своих силах! С другой стороны, уже неоднозначным становится само отношение к победе компьютера. И в какой-то момент даже сами разработчики в душе надеются, что должен победить человек. А когда одна из партий в игре увенчалась успехом для Ли Седоля – радости многомиллионной аудитории, наблюдающей за событиями, нет предела. Так на чьей мы стороне и за кого болеем в этом состязании? Конечно, на стороне человека, нам не хочется сдавать свих позиций в этом сложном мире, но когда «AlphaGo» побеждает, постепенно приходит понимание, что все-таки победила не машина, а целая команда разработчиков. Да и профессиональные игроки, сражающиеся против «AlphaGo», открыли для себя новые горизонты, вынесли из поражений богатый опыт, заставивший их иначе посмотреть на уже известные вещи и наметить точки дальнейшего роста.
Слово зрителям
Студенты не остались в стороне: они поделились своими мнениями о фильмах, и о том, где им нравится черпать научные знания.
«Это некий толчок к популяризации науки»
Студент четвертого курса направления электронный бизнес НГУЭ Роман Мороз проявил активность на просмотре фильма «Истории кремниевой долины». Он интересовался научной деятельностью Стива Джобса и Стива Возняка. Своими впечатлениями о фильме он тоже поделился с корреспондентом «Нашей Академии»:
— Фильм повествовал об истории создания кремниевой долины. Для себя узнал много новой и интересной информации. Например, что раньше на месте современной «кремниевой» долины росли фруктовые деревья, затем эта местность стала использоваться США для военных целей. Таким образом, туда съезжались лучшие инженеры со всех штатов, которые занимались военной промышленностью. А уже их дети стали увлекаться компьютерами, программированием, так со временем и появилась кремниевая долина.
Также фильм понравился своей «правдивостью», то есть авторы не все время хвалили «кремниевую» долину, но и показали обратную, темную ее сторону. А именно то, что многие компании, переезжая туда для развития бизнеса, не выживали и уходили с рынка. Узнал о том, что некоторые программисты становятся безработными и вынуждены жить на улице, проще говоря, они начинают «бомжевать». После просмотра фильма, Сергей Николаевич Терещенко, выступающий в качестве эксперта, подтвердил эту информацию и добавил, что кремниевая долина лидирует в США по количеству бездомных людей.
Этот фильм было интересно смотреть, он не был скучным. Я бы даже сказал, что он мотивирует к созданию своего программного продукта, который «стрельнет» и принесет много прибыли.
Думаю, что многие ребята после просмотра фильма читали статьи в интернете, о героях фильма. Это некий толчок к популяризации науки.
Стоит отметить, что мне, как и другим зрителям фильма, понравился формат мероприятия. Сначала мы посмотрели фильм, а затем задавали вопросы, уточняя различные моменты. В итоге все остались довольны. Хочется сказать спасибо организаторам данного мероприятия, нашему эксперту. Хочется больше таких встреч! Возможно, стоит приглашать на встречу со студентами молодых изобретателей или ученых, которые своим примером мотивируют и подтолкнут к научной деятельности. Мне, как будущему IT-шнику , больше интересно про IT технологии и их развитие.
«Все сложное – просто»
Студент четвертого курса, направления экономика НГУЭУ Георгий Роньжин написал отзыв о фильме « Как построить что угодно»:
—Просмотренный фильм был о том, как можно самому построить сложные технические объекты, например: автошредер, реактивный автомобиль, взрывобезопасный костюм. С пояснениями, простым языком, без нудных и сложных формул. Главной идеей фильма является донесение сложных технологических процессов до обывателей. Основные тезисы фильма – «все сложное – просто», «техника безопасности – самое важное», «все важное в деталях».
Проблемы, затронутые в фильме, говорят о том, что с одной стороны многие люди мыслят очень мелко, они не могут представить как возможно создать такой сложный, огромный объект и зарабатывать на нем деньги. С другой стороны раскрывается проблема нашей действительности. Все проекты фильма реализованы на территории США – в стране, в которой создана среда для реализации таких сложных венчурных проектов частными силами. В России такие проекты без поддержки государства труднореализуемые, у нас нет законодательной базы и нет должной поддержки таких начинаний. Если взять для примера тот же автошредер, его стоимость по фильму 3500 млн$ это 231 759 500 рублей по курсу от 10.12.2018. Не понятно, где группе энтузиастов взять такую сумму на столь венчурный проект в нашей стране.
«Наука должна быть повсеместна в новостях, в газетах, по телевизору»
– Безусловно, такие фильмы нужны для популяризации науки. Наука – двигатель прогресса, чем больше отраслей будет связано с деятельностью представленной фильме, тем быстрее мы получим всю необходимую инфраструктуру.
Наука должна быть повсеместна в новостях, в газетах, по телевизору, человек должен жить в этой среде, только тогда у него появится интерес к чему-то большему. Нашему поколению в век перегруженности информацией наиболее интересным является наглядный формат представления, экскурсии в НИИ, КБ, лаборатории, заводы и фабрики увиденное своими глазами навсегда остается с нами.
Главная тема, Наша академия