30.05.2018
Наша академия, Главная тема
Организация практики: от печальных реалий к блестящей перспективе
В редакцию «Нашей Академии» обратилась доцент кафедры бизнеса в сфере услуг Эльвира Климова с тем, чтобы представить наработки кафедры в сфере организации практики студентов и предложения по организации этого процесса. Публикуем ее статью.
Динамичные изменения, происходящие в современном обществе, экономике и образовании, формируют новые запросы к компетенциям выпускников вуза. Интеграция России в болонскую систему требует внедрения инновационных технологий и форматов, связанных с образовательной деятельностью вуза и учебным процессом. Образование, которое должно стать одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства, необходимо для формирования конкурентоспособного специалиста, общества, страны. На наш взгляд, практика в вузе в этом ключе является не только одним из условий успешной адаптации к профессии, но и достаточно действенной «школой» проверки сформированных компетенций обучающихся.
Сегодня организация практики в вузе — сложный и разновекторный процесс, при котором преподаватели кафедры, работники деканата и отдела по организации практики должны согласованно распределить свои полномочия и зоны ответственности.
Не секрет, что одним из сложных моментов погружения в практику является незаинтересованность работников тех организаций, где проходит практика, нежелание помочь в освоении практических навыков. Опыт последних лет по проведению практик по направлениям подготовки «Туризм», «Сервис», «Гостиничное дело» и специальностям «Туризм» и «Гостиничный сервис» (а это более 300 человек в каждом семестре) убедительно показал, что взаимодействие по организации практик должно начинаться заблаговременно. В связи с этим кафедра бизнеса в сфере услуг приглашает специалистов фирм и предприятий на мастер-классы и практические занятия в рамках учебного процесса для разъяснения различных производственных моментов и практических ситуаций.
Кроме того, для создания позитивного отношения к студентам-практикантам со стороны сотрудников предприятий необходимо показывать те преимущества, которые они получают, принимая на практику ребят: помощь в некоторых видах рутинной деятельности, обмен интересной информацией, так как у студентов «не замылен» взгляд, их мышление еще не втиснуто в рамки конкретного предприятия.
Для успешного неформального прохождения практики как преподаватели, так и специалисты отдела по организации практики должны обеспечивать студентам поддержку — сформировать адекватное отношение к роли практики в развитии будущей профессии и карьеры, показать те возможности, которые может предоставлять практика. Это получение информации о востребованных на рынке компетенциях; осознание своих пробелов; возможность трудоустройства в компании, где проходили практику, и многое другое. И работа эта должна вестись системно, согласованно и планомерно, чем мы сегодня, видимо, гордиться пока не можем. К сожалению, сегодня приходится констатировать тот факт, что подготовительный процесс в вузе рассредоточен по различным структурным подразделениям, и из-за недостаточной проработанности процесса направления учащихся на практику в организации страдают, прежде всего, студенты.
Поэтому необходимо искать пути решения возникающих проблем как подготовительного этапа практики, так и самого процесса получения реальных практических навыков для построения блестящей перспективы в профессии. Например, наша кафедра предлагает организовать межкафедральный методический семинар по проблемам организации всех видов практик и сделать подобные семинары регулярными.
С нашей точки зрения, уже на первом курсе необходимо уделять больше внимания подготовке к практике и вставлять в расписание занятий ликбез по заполнению документов, решению практических вопросов, объяснению перспектив и приобретаемых навыков, к которым можно отнести умение взаимодействовать с коллегами, знакомиться с новыми технологиями, способами использования нестандартных решений и так далее. Возможность получить такой опыт в рамках обучения в вузе повышает конкурентоспособность выпускника на рынке труда.
Наша академия, Главная тема