Кафедра маркетинга, рекламы и связей с общественностью
«Наша кафедра ориентируется на рынок труда, на потребности бизнес-среды»
Любовь Шадрина, заведующая кафедрой маркетинга, рекламы и связей с общественностью НГУЭУ.
— Подошел к концу первый год работы вашей кафедры. Как вы оцениваете то, что получилось?
— Успех деятельности любого проекта зависит, прежде всего, от людей, которые над ним работают. Сейчас наш кадровый состав готов решать практически любые задачи. К ведению образовательного процесса привлечены около 35 преподавателей из числа штатного профессорско-преподавательского состава и преподавателей-практиков. Сотрудники кафедры обладают опытом преподавания профильных дисциплин для подготовки бакалавров и магистров в области маркетинга, рекламы и связей с общественностью. Несмотря на нашу «молодость», на сегодняшний день кафедра сделала уже много: активно введется научно-исследовательская и профориентационная работа, налаживаются тесные связи с профильными коммерческими и общественными организациями. Приоритетной задачей нашей кафедры является формирование паблицитного капитала кафедры не только в структуре вуза, но и во внешней среде. Студенты — это наши основные стейкхолдеры, они также принимают активное участие в жизни кафедры, в частности общими усилиями уже разработаны логотип, слоган, уникальное торговое предложение и гимн.
Также большим успехом реструктуризации считаю правильное объединение под «крышей кафедры» профильных студентов маркетологов, рекламистов и пиарщиков. Знаете известный афоризм: «Если реклама — это двигатель торговли, тогда маркетинг — это ее автомобиль»? И не скажешь, что важнее и главнее. Раньше подготовку специалистов по этим направлениям осуществляли разные кафедры, теперь профилизация является более правильной и понятной бизнесу и самим студентам.
— Одна из основных задач реструктуризации нархоза — настройка на потребности работодателя. По словам руководства вуза, для этого нужно найти ответ на вопрос «Для чего и для кого мы учим?» Как бы вы ответили на него?
— Кафедра ориентируется на рынок труда, на потребности бизнес-среды. Готовя бакалавров и магистров, мы должны помнить, что теоретические концепции и модели в реальной жизни элементы так называемого бенчамаркинга, не всегда срабатывают. Мы не можем прогнозировать со стопроцентной вероятностью, какое влияние окажут на поведение потребителей ситуативные, региональные и человеческие факторы. Сталкиваясь с действительностью реального бизнеса, многие выпускники допускают стратегические ошибки, влекущие необратимые изменения для компании. Поэтому я отвечу на ваш вопрос так: мы ориентированы на гибкую подготовку специалистов, уже сейчас наши выпускники занимают ключевые позиции в организациях как в области стратегического планирования и развития, так и в области продвижения. Например, выпускниками нашей кафедры являются директор по ритейловой практике холдинга WPP в Лондоне Игорь Толкачев, начальник отдела информационного обеспечения и мониторинга Совета депутатов города Новосибирска Юлия Комплетова, PR-менеджер Novosibirsk Marriott Hotel Наталья Брус, директор по коммуникациям PBNN +Strategie Инна Лебедева и многие другие.
Наши выпускники востребованы как в узкоспециализированных компаниях — маркетинговых, рекламных и коммуникационных агентствах, — так и в целом в организациях малого и среднего бизнеса, в крупных холдинговых структурах.
— Насколько я знаю, вы серьезно перерабатываете учебные планы кафедры — что именно меняете и почему?
— Весной 2016 года мы осуществили экспертизу основных образовательных программ и учебных планов. Экспертиза состояла из трех этапов. На первом профессорско-преподавательский состав кафедры актуализировал учебные планы, опираясь на инновационные концепции и подходы в образовательном процессе и требования нового ФГОС 3+. На втором этапе были проведены консультации в формате круглых столов с участием работодателей. Они тоже провели аудит-экспертизу. На основании этой экспертизы, а также профессиональных стандартов, мы видоизменили учебные планы: включили дисциплины, которые формируют навыки и умения, востребованные на рынке труда. На заключительном этапе, были введены окончательные изменения в учебные планы, на которые мы получили заключение экспертной комиссии, состоящей из работодателей ведущих профильных организации. В результате этой работы у нас появились новые дисциплины, которые формируют навыки и умения, востребованные на рынке труда: «Корпоративная айдентика», «Мобильный маркетинг», «Технологии презентации», «Event-маркетинг», «Медиация в профессиональной деятельности», «Бенчмаркинг», «Психология маркетинговых коммуникаций», «BTL-практикум», «Медиарилейшенз», «Телевизионная журналистика», «Спичрайтинг», «Тайм-менеджмент» и особо любимая студентами дисциплина — «Основы фото- и видеосъемки». Таким образом, сегодняшние учебные программы объединяют фундаментальные знания о маркетинге, продажах и рекламе с новейшими практическими технологиями для построения бизнеса.
— Как вы считаете, насколько велика потребность в кадрах, которые готовит ваша кафедра?
— Востребованность образования в области маркетинга, рекламы и связей с общественностью связана с потребностью рынка в высококвалифицированных кадрах, способных работать над повышением конкурентоспособности современной компании, опираясь на маркетинговые законы и эффективно действуя в современных экономических условиях. На данный момент практически все наши студенты четвертого курса уже работают по профилю. В большинстве случаев спрос со стороны работодателей превышает наше предложение.
— Как вы оцениваете спрос, которым пользуются ваши направления подготовки и кафедра в целом у абитуриентов и их родителей? Есть ли у вас конкуренты? В чем ваши преимущества?
— Спрос среди абитуриентов велик. Профессии «маркетолог», «рекламист», «копирайтер» «бренд-менеджер» занимают третье место в списке самых востребованных (согласно вакансиям HeadHunter). Тенденция к росту спроса сохранится и в будущем.
Спрос, как известно, рождает предложение. Помимо НГУЭУ в Новосибирске есть еще ряд вузов, которые готовят студентов по схожим направлениям и профилям, но мы рассматриваем их не в качестве конкурентов, а в качестве наших партнеров. На базе нархоза проводится большое количество межвузовских мероприятий, в которых коллеги принимают активное участие. Это конкурсы студенческих работ, деловые игры, дискуссионные площадки, конкурс текстов «Моя профессия — маркетинг», фестиваль ораторского мастерства, дистанционная межрегиональная олимпиада школьников по маркетингу в рамках проекта «Университет 2.0» и многое другое.
Почему же абитуриенты выбирают именно нас? Во-первых, преподавательский состав нашей кафедры на 63% состоит из практикующих специалистов, которые как никто другой ориентируются в современных требованиях, предъявляемых к специалистам. Некоторые из них — например, дивизиональный директор Рекламного агентства «Трейд–мастер», входящего в состав Группы компаний «Септима», Елена Морозова, корреспондент телестанции «МИР» Алексей Кудинов, президент компании Petra Владимир Верхоланцев — уже ведут практические занятия, некоторые включатся в работу в следующем семестре. Во-вторых, учебные программы рассчитаны на получение прикладных навыков. В-третьих, более 70% наших студентов получают работу еще до окончания университета и успешно совмещают ее с учебой. Также мы предоставляем большую базу практики — PR-агентства, рекламные агентства, крупнейшие компании Новосибирска. Помимо этого, наши студенты — постоянные участники маркетинговых и PR-мероприятий города и региона. Преимуществами нашей кафедры являются также профессионализм и мобильность преподавательского состава, адаптивные учебные планы, включающие последние новшества и тренды отрасли (маркетинг, пиар, реклама). При кафедре создается бизнес-школа INSIGHT, это уже позволяет нам работать с реальными кейсами компаний. Также мы имеем тесные связи с выпускниками, которые позволяют увеличить базу прохождения практик.
— К числу ваших партнеров недавно присоединилась группа компаний «Стрижи». Расскажите о направлениях сотрудничества с ней.
— Это новый образовательный проект, который был нами задуман как гибкая учебная траектория, позволяющая объединить интересы бизнес-сообщества и вуза. В проекте будут участвовать ведущие крупные предприятия Новосибирска. На начальном этапе 20 сентября была запущена первая профессиональная обучающая лаборатория на площадке ГК «Стрижи» и организован выездной мастер-класс «Комплексное продвижение в сфере недвижимости: актуальные тренды». Далее в течение октября студенты прошли серию тренингов: коммуникационный, личностного роста, по технологиям продаж, маркетинговым фишкам. 18 ноября состоялась межвузовская игра по решению кейса в профессиональной сфере CaseBattle. Проект продолжается. Впереди нас ждут интересные практикоориентированные мероприятия с Управлением Федеральной антимонопольной службы России по Новосибирской области, рекламным агентством ведущим оператором наружной рекламы Новосибирска «Дизайнмастер», профильными комитетами мэрии города Новосибирска, МВК «Новосибирск Экспоцентр», Корпоративным центром ООО «ГАЗПРОМНЕФТЬ-КОРПОРАТИВНЫЕ ПРОДАЖИ» и многими другими.
— Как часто студенты кафедры принимают участие в каких-либо конкурсах?
— Практически ежемесячно наши студенты участвуют в различных конкурсах и фестивалях, занимают призовые места. Так, например, недавнее участие в Международном студенческом фестивале рекламы принесло нам первое место в номинации «Коммуникационный проект». Также на этом фестивале нас отметили в номинации «Фирменный стиль». Недавно магистранты второго года обучения были награждены сертификатами и благодарственными письмами за участие в питч-сессии Фестиваля науки Новосибирской области.
— Маркетинг, реклама, PR — вещи прикладные. Как на вашей кафедре реализуется научная работа преподавателей и студентов?
— Публикационной активности могут позавидовать многие. Сейчас наши студенты принимают участие в XI Всероссийском конкурсе студенческих научных работ страховой тематики. Помимо этого, представители профессорско-преподавательского состава кафедры являются членами редакционного совета рецензируемых журналов (ВАК), входят в оргкомитеты международных конференций. Мы организуем научные и деловые конференции, конкурсы научных студенческих работ, деловые интерактивные игры. круглые столы, форумы. Недавно завершился III Сибирский Экономический форум, в котором приняли участие наши преподаватели: они выступили членами рабочей группы, экспертами, и организовали круглый стол по образованию: «Шелковый путь: образование, стажировки, карьера»
— Ежегодно на площадке НГУЭУ проходит коммуникационный форум NovoPRsk. В этом учебном году он запланирован на февраль 2017 года. Скажите, в чем будет его особенность?
— NovoPRsk является одним из крупнейших профессиональных событий в Сибири, которое объединяет молодых специалистов и профессионалов в области коммуникаций. Юбилейный X Сибирский коммуникационный форум NovoPRsk-2017 будет посвящен обсуждению актуальных проблем коммуникационной сферы, связанных с влиянием digital-технологий на формирование новых трендов в сфере интегрированных коммуникаций: маркетинга, рекламы, PR. Форум выполняет образовательную функцию как для тех, кто в нем участвует, так и для тех, кто занимается его подготовкой. Для NovoPRsk-2017 была сформирована уникальная по составу команда, каждый член которой ответственен за одно из направлений, но при этом все работают слаженно над определением ключевых моментов форума.
В качестве спикеров в этом году выступят топ-менеджеры коммуникационных и медиа-компаний, руководители профильных структурных подразделений, ведущие специалисты-практики, которые расскажут участникам о новых технологиях digital-коммуникаций, представят опыт внедрения наиболее эффективных практик. Также будут рассмотрены успешные кейсы. В рамках форума будут организованы различные интерактивные площадки: пленарная дискуссия, круглые столы, мастер-классы, кейс-лаборатории, деловые игры, конкурс аналитических работ (проектов), будет работать школьная площадка.
— Расскажите о перспективных направлениях развития кафедры.
— Будет вестись полноценная работа консалтингового кафедрального агентства. Его основная цель — расширение номенклатуры оказываемых кафедрой услуг. Будет сформирован паблицитный капитал предпринимательского вуза НГУЭУ в глазах предпринимателей. Продолжится активизация кафедральной бизнес-школы Insight: планируется на постоянной основе проводить творческие мастерские, выездные лаборатории, тренинги, деловые игры, стажировки с выполнениями и без выполнения должности. На данный момент у нас сформирован календарный план деловых мероприятий на весь учебный год. Планируем организовывать и проводить event-программы, что даст нам возможность оперативно решать новые задачи с помощью нетворкинга. Будем расширять контакты, вовлекать студентов в профессиональную деятельность. Также будет производиться разработка программ дополнительного профессионального образования.