Кафедра экологической безопасности и управления природопользованием
«Наша задача — развивать работу кафедры по всем направлениям»
Лада Шеховцова, и.о. заведующего кафедрой экологической безопасности и управления природопользованием НГУЭУ.
— Лада Викторовна, с чего началась ваша работа?
— Как и любой новый человек, пришедший в коллектив, я первым делом познакомилась с преподавателями и сотрудниками кафедры. Они рассказали о существующих проблемах подразделения и образовательных программ, за реализацию которых отвечает кафедра. Также я изучила документы кафедры, проанализировала результаты деятельности и наметила планы на будущую работу. А вообще, поскольку на момент моего назначения учебный год уже начался, то я руководствовалась правилом «не навредить учебному процессу».
— Какие основные задачи вы ставите перед сотрудниками и как бы вы определили миссию кафедры экологической безопасности и управления природопользованием?
— Если кратко ответить на этот вопрос, то перед нами стоит одна большая задача — развивать работу нашей кафедры по всем направлениям. На сегодняшний день миссия кафедры заключается в экологическом просвещении населения через подготовку специалистов в области экологии и природопользования, а также через организацию и проведение разнообразных мероприятий экологической направленности: акции, конкурсы, просветительские лекции.
— В условиях реструктуризации, а также с назначением вас на должность заведующей кафедрой изменились ли учебные планы?
— Не только внутренние изменения в университете подтолкнули нас к переработке учебных планов, но и поменявшиеся в августе 2016 года государственные требования. Согласно всем изменениям мы пересмотрели учебные планы и привели их в соответствие со всеми новыми требованиями. Также хочется отметить, что недавно появились профессиональные стандарты, и чтобы полностью соответствовать запросам работодателей в скором времени нам снова предстоит внести изменения в планы, по которым мы работаем.
Важно отметить, что с сентября мы плотно стали работать со студентами специальности среднего профессионального образования «Земельно-имущественные отношения». Это позволяет нам выстроить преемственность программ СПО и высшего образования.
— Как вы планируете развивать кадровый состав кафедры для успешного решения задач по совершенствованию направлений подготовки?
— До моего прихода на кафедру, здесь работало четыре штатных преподавателя и три внешних совместителя. Все преподаватели — профессионалы своего дела: трое являются экологами-аудиторами, остальные имеют опыт практической деятельности. Но для реализации тех задач, которые мне видятся, такого количества преподавателей явно недостаточно, поэтому в ноябре мы приняли на условиях внешнего совместительства, молодого кандидата биологических наук Сергея Викторовича Соловьева, его постоянным местом работы является Институт почвоведения СО РАН. Сейчас он читает лекции и ведет практические занятия по дисциплинам «Экология», «Социальная экология», «Экология человека», «Экологическое просвещение и экотуризм». Также мы активно ведем переговоры с выпускниками нашей кафедры о совмещении основной работы с преподаванием. Думаю, что с сентября наш коллектив изменится.
— Дайте оценку потребности в кадрах, которые вы готовите?
— Если немного перефразировать слова Президента РФ Владимира Путина, то Россия — очень богатая на ресурсы страна, которая на сегодняшний день находится на таком этапе развития, когда забота об окружающей среде выходит на первый план. Поднимаются вопросы опасных выбросов в атмосферу, сбора и утилизации мусора, размещения производств с наименьшим ущербом для природы и человека, а также многие другие подобные темы. Исходя из этого, могу сказать, что «поле» для трудоустройства наших выпускников очень широко, специалисты, оканчивая нашу кафедру, востребованы в различных компаниях, в органах власти. Мы гордимся успехами наших выпускников. Например, Евгений Семенюк работает в департаменте Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу, Анастасия Орлянкина в Горводоканале Новосибирска.
— Как кафедра экологической безопасности и управления природопользованием привлекает потенциальных абитуриентов?
— В сентябре мы составили план профориентационной работы, в котором выделили три основных направления деятельности — работа со школьниками, со студентами колледжей и с органами местного самоуправления. Для потенциальных абитуриентов мы проводим дни открытых дверей нашей кафедры, экскурсии по вузу, презентуем в школах и колледжах направления подготовки, по которым наша кафедра готовит специалистов. Помимо этого, преподаватели кафедры экологической безопасности и управления природопользованием организуют для школьников и студентов колледжей интеллектуальную игру «Экологика». Она проходит в формате викторины в несколько туров, победители могут получить дополнительные баллы в портфолио. Также мы организовываем встречи с интересными людьми, различные конкурсы на экологическую тематику.
С органами местного самоуправления ведем переговоры о возможном целевом обучении специалистов с ориентацией на последующее трудоустройство у них.
— Каким спросом пользуется обучение на вашей кафедре у абитуриентов?
— Это сложный системный вопрос. Дело в том, что при поступлении на направление «Экология и природопользование» одним из вступительных испытаний является география. К сожалению, это самый непопулярный в рейтинге ЕГЭ предмет, поэтому количество поступающих к нам сильно зависит от наличия бюджетных мест. Предыдущие три года таковых не было, соответственно и поступающих было мало. Но мы работаем в данном направлении. Мы занимаемся популяризацией географии: например, в 2016 году наш вуз впервые выступил площадкой для проведения Всероссийского географического диктанта.
— Назовите преимущества обучения на кафедре экологической безопасности и управления природопользованием НГУЭУ?
— У нас накоплен богатейший опыт подготовки специалистов в области экономики и управления на предприятиях природопользования. Мы учим, с одной стороны, как жить в гармонии с природой, зная законы природы, а с другой стороны, как управлять производственными процессами с наименьшим экологическим ущербом для окружающей среды, как рассчитать и внедрить экологические проекты на производстве. Поэтому в нашей образовательной программе очень гармонично увязаны естественно-научные, экономические и управленческие дисциплины. Традиционно привлекаются для преподавания специалисты Института почвоведения и агрохимии СО РАН, Сибирского НИИ геологии, геодезии и минерального сырья. Благодаря тесной работе с Центром лабораторного анализа технической информации (ЦЛАТИ) в начале 2016 года была создана базовая кафедра, на которой уже в этом году специалистами ЦЛАТИ ведутся учебные дисциплины, организуется практика.
— Помимо Центра лабораторного анализа технической информации, где студенты вашей кафедры еще могут пройти практику?
— На сегодняшний день на кафедре существует ряд договоров с партнерами, которые с удовольствием приглашают студентов на практику. Например, ПАО «РусГидро», мэрия города Новосибирска, Правительство Новосибирской области и районные администрации. Перечень партнеров постоянно расширяется, так сейчас в стадии подписания находятся соглашения о сотрудничестве с АО «Экооператор» и Новосибирским зоопарком.
— Расскажите о внеучебной деятельности ваших студентов.
— На кафедре четыре года назад был создан Эколого-экономический клуб, у истоков которого стояли Валерий Александрович Черданцев и Екатерина Ивановна Цускман. Целью клуба является формирование экоориентированной поведенческой модели в профессиональной и повседневной жизни студентов НГУЭУ и жителей Новосибирска. Ребята активно организуют и проводят разнообразные экологические акции: «Сдай бумагу — сделай благо!», «Бросай курить!», фотоконкурсы на экологическую тематику. Также ребята активно принимают участие во Всероссийских, региональных, городских акциях: чистят берега водоемов, территории заповедников, участвуют в открытии экологических троп. Председателем Эколого-экономического клуба сейчас является студентка четвертого курса Наталья Шамраева, которая одновременно является членом Молодежного департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области, именно она курирует всю внеучебную деятельность студентов.
— Что вы можете сказать об активности студентов и сотрудников кафедры в сфере научных исследований?
— Ежегодно преподавателями и студентами кафедры проводится Межвузовский ЭКОкубок. В октябре 2016 года он проходил уже в четвертый раз, у нас участвовали 14 команд. Это интеллектуальное соревнование прошло активно, творчески, весело. К 50-летию университета мы готовимся провести его в пятый раз.
Преподаватели кафедры активно участвуют в конференциях разного уровня, среди которых Ковалевские молодежные чтения, «Биогеохимия техногенеза и современные проблемы геохимической экологии», «Актуальные вопросы рационального использования и охраны водных ресурсов Верхне-Обского бассейна» и другие.
— Какие направления работы для вас являются наиболее перспективными на сегодняшний день?
— Экопросветительская, профориентационная, учебная, научная. Нам есть к чему стремиться. По большому числу показателей, к сожалению, мы находимся в числе догоняющих. Но мы думаем изменить ситуацию.
Хочу отметить еще один, на мой взгляд, перспективный проекте кафедры — это открытие нового направления «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура». В Новосибирске пока нет ни одного вуза, который бы готовил специалистов в этой области. Важным считаю, что у нас работает действующий управляющий коммерческой недвижимостью — Ольга Сергеевна Тарасова, чей опыт безусловно поможет нам в реализации проекта.